Информационно-вычислительная система для решения судовых задач
Нашлись и недобросовестные «толкователи», трактующие АСУ «Судно» как некий довесок к АСУ ТП, что относится уже и к области конъюнктуры. Полная автоматизация судовых технологических процессов на базе микропроцессорной техники — дело довольно отдаленного будущего, в то время как создание эффективной АСУ «Судно» — задача, которая может быть успешно решена уже сегодня. АСУ «Судно» может быть реализована на любом (не обязательно автоматизированном) судне установкой на нем сети персональных компьютеров с соответствующим математическим обеспечением. Для АСУ ТП применение персональных компьютеров в контурах управления вовсе необязательно.
Одно из проявлений возникшей «неясности» в терминологии — обсуждение проблем «судна будущего» на состоявшемся в январе 1989 г. в Ленинграде межведомственном совещании. В докладах об автоматизации будущих судов ни слова не было сказано об АСУ «Судно», несмотря на то, что НТУ Минморфлота является заказчиком и финансирует работы по ее созданию. У многих сложилось неверное впечатление, что либо такая система не нужна вообще, либо ее функции выполняет АСУ ТП.
Под АСУ «Судно» понимается информационно-вычислительная система, предназначенная для автоматизированного решения судовых эксплуатационно-экономических задач и организации обмена информацией как между внутрисудовыми объектами, так и по радиоканалам «судно—берег», «берег—судно». Такая система может быть построена на базе сети персональных компьютеров, совместимой по математическому обеспечению с компьютерной техникой пароходств. Исходные данные в АСУ «Судно» могут вводиться вручную, но могут быть использованы и различные датчики информации, обеспечивающие автоматический ввод данных.
Общее число судовых персональных компьютеров, места их расположения на судне и организация внутри-судовой связи определяются, исходя из функциональных соображений. Так, на современном крупнотоннажном судне сеть может включать пять модулей: навигации, контроля безопасности судна, технической эксплуатации, административно-управленческий и связи.
На малых судах можно ограничиться и одним компьютером с соответствующим ограничением программного обеспечения. Например, на стоянке такой компьютер мог бы выполнять расчеты по контролю мореходно-прочностных характеристик при погрузке и использоваться для документооборота, а на ходу — для целей навигации и решения эпизодических судовых задач.
Между АСУ «Судно» и АСУ ТП существует взаимосвязь. АСУ ТП, управляющая конкретными судовыми технологическими объектами, физически отделена от АСУ «Судно». Данные, вырабатываемые в АСУ ТП, требующие, обмена и передачи на берег, являются входными для АСУ «Судно». Обмен между обеими системами обеспечивается с помощью унифицированных линий связи (например, с помощью общей шины данных).
Совокупность АСУ «Судно» и АСУ ТП образует общесудовую систему комплексной автоматизации. В то же время АСУ «Судно» играет самостоятельную роль нижнего звена информационной АСУ «Пароходство».
Весь комплекс судовых задач, подлежащих автоматизированному решению в рамках АСУ «Судно», может быть разделен (и фактически был разделен при разработке координационного плана работ по проблеме) на четыре группы. Разделение имело целью обособить соответствующие банки данных: безопасность судна в процессе эксплуатации, судовождение и навигация, техническая эксплуатация судна, судовые административно-управленческие задачи.
Для каждой группы задач должен быть разработан соответствующий пакет прикладных программ. При этом следует различать типовые программы, пригодные если не для всего флота, то для подавляющего числа судов, и нетиповые программы, требующие привязки к судам конкретных типов. Пример типового материального обеспечения — программы комплекса задач «Судовождение и навигация». Этот комплекс на современном этапе охватывает такие задачи, как планирование перехода (предварительная прокладка), учет навигационных пособий, карт и корректур, определение места судна с ручным вводом данных.