Проблемное поведение ребёнка
Чтобы маленькие ангелы не превращались в юных тиранов, которые ждут исполнения своих желаний по первому требованию, не становились манипуляторами и шантажистами, нужно помнить, что взрослым нельзя допускать слабинки или терять бдительность под влиянием обстоятельств.
Важно настроиться на то, что такой период возраста упрямства характерен почти для всех детей, и его можно просто пережить. У кризиса трех лет существует ряд симптомов:
• Ребенок постоянно выражает недовольство, негативное отношение;
• Из принципа стоит на своем, проявляет упрямство;
• Принимает в штыки пожелания родителей и взрослых, ведет себя строптиво;
• Своевольно принимается за любые дела, даже те, которые ему не по силам;
• Сам провоцирует конфликтные ситуации;
• Хочет сделать что-то наперекор взрослым, отвергая даже то, что обычно любил;
• Проявляет деспотизм и стремление руководить родными и занять первое место в семье.
Вот как можно описать типаж ребенка – «потомка диктатора». Это упрямый и суровый командир и собственник. Он хочет владеть всеми игрушками, а дележ конфет с другими детьми вызывает истерику. Присвоение чужого, организация драки за несоблюдение им придуманных правил в порядке вещей. Такой ребенок претендует на лидерство силовыми методами. Конечно, у него нет друзей, из-за этого он тоже нервничает и с новой силой навязывает себя окружающим. Такое поведение свойственно зачастую мальчикам, но и у девочек проявляется не редко и не легче.
Родители обязаны объяснить малышу, что добиться желаемых вариантов можно, уступая другим детям. Если жалко отдать свои игрушки поиграть, следует помочь определить те, которыми все-таки можно поделиться в игре. Если ребенок хочет покомандовать, нужно придумать игру, в которой все участники смогут по очереди «верховодить». Малыш должен понять, что добрые отношения с окружающими укрепят его авторитет, и это ему непременно понравиться.
А вот описание типажа ребенка-ревы. Такой малыш кажется беспомощным и зависимым, у него жалобный голосок и частые слезинки в глазах. Его хочется жалеть, утешать и позволить все, что может поднять ему настроение. Но совсем необязательно делать какие-либо поблажки из-за боязни утонуть в потоке слез. Это приведет к поощрению инфантильности и пассивности. Лучше договориться с ребенком, что он сделает что-то самостоятельно, прибегая к помощи взрослых. И очень важно хвалить его за малейший успех.
Если малыш напоминает «хамелеона», то есть на прогулке, в детском саду, в семье он разный, то единственный выход – строго контролировать его. Он умеет быть послушным, когда хочет что-то получить, и напакостить, когда понимает что наказания удастся избежать. В таком случае нужно исключить из круга его общения дурно влияющих друзей, заставить соблюдать распорядок дня. Необходимо постараться четко обозначать ситуации и требования, не оставляя лазеек для хитростей детей-хамелеонов.
Дети из категории «шантажистов», хотят за все свои действия что-то получать: почищу зубы за дополнительное время за компьютером, уберу за шоколадку. В этом случае – никаких уступок. Спасет положение жесткое исполнение установленных правил.
Если ребенок из-за сильной привязанности не желает ни на шаг отпустить от себя родственника, не следует принимать это за проявление любви. В действительности – это попытки изощренно манипулировать. Особенно часто таким манипуляциям малышей подвергаются бабушки и дедушки, которые начинают позволять внукам-подлизам лишнее.
Родители не должны пропускать ни одной выходки маленьких тиранов, ведь те не осознают последствий своего поведения. Взрослые должны устанавливать правила и настаивать на их исполнении. Не следует утешать впавшего в истерику буяна, лучше сказать, что взрослые не намерены уступать, и выйти из комнаты, оставив кроху без публики.
А общаться с ребенком нужно на равных, без приказов и сюсюканий, предоставляя ему право выбора в допустимых пределах (какую книжку почитать, какую одежду надеть, что выбрать поесть). Дети должны чувствовать, что с их мнением считаются, их пожелания учитывают и помогают справиться со сложившимися трудными ситуациями.