Туризм и Отдых

Виченца. На родине великого Палладио

Виченцу трудно назвать «туристическим городом», даже несмотря на то что туристы здесь совсем не редкость. В первую очередь, это важный индустриальный центр региона Венето с развитым машиностроением, текстильной промышленностью и ювелирным производством.

Этот город – настоящий рай для шопоголиков: здесь немало не только дизайнерских бутиков под вывесками известных брендов, но и магазинчиков с одеждой местного пошива по очень приятным ценам. Золотых дел мастера съезжаются сюда со всего света на одну из крупнейших международных выставок VicenzaOro. А молодые зодчие, скульпторы, художники едут в Виченцу, чтобы, наконец-то, увидеть воочию архитектурный стиль «палладианство», о котором они столько раз читали в университетских учебниках и который родился именно здесь, на родине одного из величайших в мировой истории архитекторов Андреа Палладио.

Гениальный сын мельника.

Виченцу, выдержанную в едином стиле и до сих пор хранящую верную память о своем создателе, недаром окрестили «городом Андреа Палладио». Кстати, когда в 1994 году палладианские шедевры были объявлены памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО, число желающих увидеть этот город заметно выросло.

Так кем же был Андреа Палладио – человек, чье имя столь благозвучно? Сыном богатых и знаменитых родителей, на чьи деньги была облагорожена Виченца в эпоху Возрождения? Так хотелось бы думать, однако на деле мальчик Андреа был рожден в конце 1508 года в безвестной семье мельника Пьетро по прозвищу «делла Гондола» и матери-домохозяйки, имени которой уже никто и не вспомнит. Лет примерно до пятнадцати Андреа жил в Падуе, где с ранних лет подрабатывал подмастерьем, помогая родителям добывать деньги на пропитание. Когда семья переселилась в Виченцу, он устроился в камнерезную и скульптурную мастерскую Бартоломео Кавацца, печально известную скверными условиями работы, откуда вскоре сбежал к именитым в то время скульпторам Джованни ди Джакомо и Джироламо Питтони.
Однако известным архитектором Андреа ди Пьетро делла Гондола стал много лет спустя, когда судьба свела его с поэтом-гуманистом Джанджорджо Триссино, взявшего подающего надежды молодого человека под свою опеку. Именно знакомство с Триссино помогло Палладио понять, как было важно получить хорошее образование, и не только в области архитектуры. Именно тогда и родился нашептанный ему другом-покровителем псевдоним Палладио – в честь богини искусств, наук и ремесел Афины Паллады.

Прекрасно подготовленный теоретически, вскоре молодой специалист начинает много путешествовать, изучая «живые» памятники античной и ренессансной архитектуры. При этом он продолжает неустанно поглощать труды не только современников – «старших товарищей по цеху», но и в первую очередь Марка Витрувия Поллиона – римского инженера и теоретика архитектуры.

Блестящее образование и растущий крут знакомств вскоре делают Андреа Палладио одним из самых уважаемых и востребованных архитекторов времени, который едва успевает принимать заказы. С 1558 года практически все время трудится в Венеции, возводя церкви и так называемые «городские палаццо». Сын мельника, ставший знаменитостью, больше не испытывает недостатка во внимании: он обласкан венецианской знатью, которая за приличное жалованье приглашает его возводить виллы в окрестностях Венеции и Виченцы, а в 1570 году Палладио заслуженно получает титул «виднейшего гражданина Венецианской республики».

Театр Олимпийских богов.

Число архитектурных сооружений, принадлежащих руке мастера, не поддается точному подсчету: Палладио был на редкость плодовитым. Однако если спросить любого человека, знакомого с его работами, какое из архитектурных шедевров Палладио «самое-самое», ответ очевиден: последнее творение – театр «Олимпико». Сказать, что «Олимпико» прекрасен – не сказать ничего. Способный растопить даже самое черствое сердце, этот уникальный «храм искусства» поистине достоин богов.

К сожалению, над этим театром Палладио пришлось трудиться недолго: в первый же год строительства «Олимпико» великий архитектор неожиданно скончался. Продолжил работу сначала его сын Силла (всего у Андреа было пятеро детей, четверо из которых – мальчики), а заканчивал – самый талантливый из всех учеников – не менее знаменитый Винченцо Скамоцци.

Самое поразительное в «Олимпико» – центральная часть сцены, цветная перспектива, представляющая собой расходящиеся улицы древнегреческого города Фивы. В то время как перспектива кажется глазу бесконечной, ее глубина составляет не более десяти метров. По замыслу Палладио, «Олимпико» должен был зрительно воссоздавать античный театр, который, как известно, был открытым, а соответственно, со сцены и зрительских мест должен был «просматриваться» город вокруг. Не удивительно поэтому, что и потолок «Олимпико» расписан под небо, с причитающимися ему облаками, сквозь которые проглядывают лучи солнца. Обнесенный колоннадой овал зала, равно как и фасад сцены, богато украшены скульптурами из мифологии. При работе над «Олимпико» Палладио брал за основу древнеримские руины, изученные им в Риме и Флоренции, а отдельные скульптурные элементы для театра были заимствованы с могил династии Медичи. Уникальному шедевру Палладио завидовали, неоднократно пытались повторить – даже в той же Италии, но каждый раз это было лишь жалкое подобие «Олимпико».

Итак, театр открылся для зрителей 3 марта 1585 года трагедией Софокла «Царь Эдип», которая до сих пор не сходит со сцены. На сегодняшний день «Олимпико» – самый старый в мире крытый театр, но при этом отлично сохранившийся. Когда-то он был рассчитан на 3000 мест. Сегодня максимально допустимая вместимость составляет всего 470 человек, что сделано из соображений безопасности и сохранности культурного объекта. Настоящее везение – попасть сюда на короткое музыкально-световое представление, когда под звуки классики из Амилькаре Понкьелли, Поля Дюка и «Фантазии» Уолта Диснея начинается танец света и тени. Сначала скульптуры вместе с перспективой тонут в розовом закате, затем – погружаются в багрово-красные, бирюзово-зеленые и золотисто-желтые тона. В зависимости от игры света, воссозданные архитектурными гениями, древние Фивы то начнут казаться Венецией, то отдаленно напомнят Санкт-Петербург, а то и вовсе как средневековые замки уснут в своем мрачном великолепии…

Город одного героя

Настоящему эстету, который хочет увидеть город во всей красе, лучше приезжать в Виченцу не раньше двенадцати дня. Дело в том, что в утренние часы на центральной площади города (Пьяцца деи Синьори) главной «достопримечательностью» становится вовсе не знаменитая палладианская Базилика, а стихийный рынок, на котором есть все по бросовым ценам, от китайского ширпотреба и вполне милых вещичек местного «розлива» до… октябрятских звездочек и портретов… Ленина и Сталина (вот уж удивили – так удивили) Рынок этот, однако, с наступлением дня исчезает так же незаметно, как и появляется. И тогда Базилика Палладиана полностью открывается взору, равно как и памятник великому Палладио, – тот самый, о существовании коего можно было лишь догадываться при несметной толчее, от которой, кажется, нет спасу…

Когда-то на месте «современной» Базилики красовалась городская ратуша XIII века – Палаццо делла Раджоне. Но в 1545 году Палладио выигрывает конкурс на право перестроить площадь: так, он обносит дворец мраморной двухъярусной аркадой, что придает сооружению более торжественный и монументальный вид. Несмотря на то что один из фасадов здания на целый этаж выше остальных, а между столбами-колоннами разные расстояния, главное здание города смотрится вполне гармонично и не вызывает у несведущего ока никаких подозрений.

В непосредственной близости от Базилики расположено другое известное здание Андреа Палладио – Палаццо Киерикати, построенное между 1550 и 1580 годами как частная резиденция. Сегодня здесь располагается картинная галерея, с коллекцией живописи известных итальянских мастеров XIII-XIX вв.

Как правило, поклонников искусств больше занимает в Виченце совсем другая коллекция – венецианской живописи и древнерусских икон, среди которых немало по-настоящему уникальных, редких и дорогих – из Киева, Новгорода, Владимира, Твери, общим числом свыше 400 экземпляров. Все это великолепие можно увидеть в Палац цо Леони-Монтанари, когда-то принадлежащем итальянским аристократам, а сегодня, как и два других музея – в Милане и Неаполе, находящемся в собственности итальянского банка «Интеза», который приобретает предметы искусства у частных коллекционеров. Да и что там коллекция, когда само роскошное здание, выполненное в стиле барокко, представляет немалый интерес: тут вам и статуи античных богов, и богато декорированные залы, и высокие расписные потолки, и полы с редким орнаментом.

Возвращаясь к Андреа Палладио, нельзя не упомянуть спроектированные им многочисленные виллы в окрестностях Венеции и Виченцы, наиболее известные из которых – «Вальмарана аи Нани», «Ла Ротонда», «Фоскари», но не будем особенно «выезжать» за пределы города, ведь именно ему посвящен наш рассказ… Пусть лучше следующим нашим маршрутом будет городской парк.

Скромное обаяние Кверини.

Всего в городе четыре зеленые зоны: Кверини, Кампо Марцо, Сады Сальви и парк Виллы Гуиччоли на горе Берико. Остановимся, пожалуй, лишь на самом важном из парков, ведь он – излюбленное место отдыха горожан, и не только их одних.

Если идти неспешным шагом вдоль набережной реки Баккильоне, можно добрести до Кверини, самого большого парка Виченцы. Издалека он не покажется каким-то особенным: простенькие зеленые лужайки с аллеями, вдоль которых рядами выстроились статуи, в глубине – часовенка на холме и зеленый лабиринт. Но стоит подняться на маленький деревянный мостик над прудом – и станет ясно, что за обманчивой тишиной прячется отдельный мирок маленьких обитателей, жизнь которых – целый спектакль.

До сих пор так и непонятно, смогли бы ужиться вместе лебедь, рак и щука, но прекрасные селезни, огромные зеркальные карпы, шустрые водяные крысы и всегда неспешные черепахи, похоже, знают не понаслышке о настоящей звериной дружбе. Все они мирно сосуществуют в маленьком пруду, в котором такое «биологическое разнообразие», что порой в этой мешанине не разобрать, где заканчиваются утиные лапы и начинается рыбий хвост. Бросьте в воду хлебный мякиш – и акробатическое представление на тему «Кто самый ловкий?» не заставит себя долго ждать. Время от времени пространство слегка «расчищается», когда раскормленные черепахи лениво выползают из воды, подставляя свои мокрые панцири жаркому солнышку. Ни разу не шелохнувшись, могут лежать часами, напоминая булыжники, которые непременно постарается «проверить на прочность» какой-нибудь ребенок. А совсем рядом почти модельной походкой прохаживаются куры и петухи, и им нет никакого дела ни до черепах, ни тем более до нас с вами… Вот, что такое идиллия!

Добавить комментарий