Туризм и Отдых

Пальма — подлинное «дерево жизни» для многих островитян

Ее главный продукт и основной экспортный товар страны — копра — белая мякоть ореха. До этой начинки не так просто добраться, да к тому же ее надо обработать, чтобы не испортилась по пути к обычно далеким потребителям на других континентах.

На Силуэте за несколько часов я познакомился со всем технологическим конвейером ореховой «индустрии». В тенистых местах сложены огромные кучи зеленовато-желтых и светло-коричневых кокосов. Спелые, для получения копры, орехи обычно собирают с земли. Лазить по гладким, как телеграфные столбы, стволам приходится лишь за молодыми — «питьевыми». Незрелые плоды наполнены вкусным соком Внутреннюю стенку ореха выстилает тоненький молочно-белый рыхлый слой только-только начавшей откладываться копры. У созревших орехов слой копры примерно в полтора-два сантиметра.

Прикрытый неизменной широкополой шляпой, у одной из ореховых куч сидел мускулистый чернокожий человек лет сорока и с автоматической размеренностью и точностью движений брал в руки кокос и со всей силой насаживал его на острый, прочный деревянный кол, торчащий из земли. Затем следовал резкий рывок, внешняя ворсистая оболочка кокоса (ее именуют койрой), прорванная колом, распадалась, и высвобождалось темно-коричневое круглое прочное, как из кости, ядро. Разломанную койру отбрасывали в сторону, а ядро клали в большую плетеную корзину.

Вторая стадия обработки ореха проходила в другом месте — у большого прокопченного сарая, из крыши которого торчала высокая печная труба. Сюда женщины приносили очищенные ядра. Если мужчина, обдиравший внешний покров кокосов, работал ловко и быстро, то женщины справлялись со своей задачей буквально молниеносно. Они одним метким ударом мачете разрубали прочную скорлупу ореха точно на две одинаковые половинки. Затем их бросали на сушильные маты, выставленные на солнце. Копра вскоре подсыхала и сама отпадала от оболочки ядра. Именно эти «чашечки» копры и поступают на мировой рынок.

Последняя стадия — сушка копры в сарае. Печь, которую топят снятой с ореха волокнистой оболочкой, больше дымит, чем горит. Но только после этого копчения копра способна выдержать длительную дорогу и долгое хранение Сейшельские «чашечки» у покупателей считаются одними из самых ценных, и за них платят больше, чем за копру из других мест.

Вся работа идет вручную, и механизировать ее непросто. Я прочитал в сейшельской газете, что местный умелец сконструировал машину для раскалывания ореха. Но электрический резак не выдержал соревнования с женскими руками На испытаниях в Департаменте сельского хозяйства работница, приглашенная с плантации, намного опередила машину, к тому же при механической колке орехов часто ломались копровые чашечки — слава сейшельского экспорта.

Да еще для резака требовалось электричество Так что и ныне миллионы орехов по-прежнему очищаются, раскалываются, из них извлекается копра по испытанной, традиционной технологии.

Добавить комментарий