Тюнинг и реставрация подержанных отечественных автомобилей и иномарок
Не спешите выбрасывать старые жигули – отреставрируйте, сделайте тюнинг и продайте втридорога. КТО ЭТО ПОКУПАЕТ? Покупают чудики-индивидуалы, те, кому ненавистна мысль о том, что его, старенький автомобиль во всем, кроме цвета, похож на соседский. К примеру, в Германии тюнинг старых автомобилей носит общенациональный характер. Делая одни из лучших машин в мире, немцы в то же время не устают улучшать старые модели! И они знают в этом толк, недаром в Германии насчитывается более 100 фирм, специализирующихся на тюнинге автомобильного вторсырья, а крупнейшее тюнинг-шоу проходит в городе Эссене.
А что же у нас?
К сожалению наш автолюбитель долгое время был знаком только с так называемым, “вынужденным” тюнингом. Всем известно, что любой отечественный автомобиль нуждается в “доведении до ума”. Только наш человек мог придумать, как приспособить “жигулевский” термостат к “Волге” или как из обычной пробки от шампанского сделать 25 запчастей для “Запорожца”. Верхом совершенства считались реэкспортные “Жигули”, “Москвичи” и “Волги”. Эти машины отличались лучшим качеством сборки и отделки салона. Иногда попадались отечественные автомобили с импортными двигателями.
Первые фирмы, занимающиеся тюнингом отечественных автомобилей, стали появляться в конце 80-х начале 90-х годов. Этому есть логическое объяснение. Автомобильные заводы стали терять ценнейшие кадры. Специалисты попадали под сокращение или уходили сами, так как их не устраивала зарплата. Одновременно с этими событиями в строке появился спрос на тюнинговые “НИВЫ” и “САМАРЫ”. И отечественные кулибины стали объединяться и организовывать предприятия, основным профилем которых стало улучшение продукции наших автозаводов (в основном, конечно, ВАЗа).
Следует отметить, что сейчас доработка “Самары” обходиться в 4-6 тыс. долларов. Но несмотря на это, “заряженные” ВАЗы пользуются стабильным спросом. За долгие годы у нас сложилась определенная категория покупателей, которая желает, чтобы их автомобиль, оставаясь в массе себе подобных, одновременно максимально выделялся среди них. Поэтому, такие люди предпочитают тюнинговую “восьмерку”, “девятку” и т.д. за 12 тыс. долларов, аналогичной, правда, подержанной 10-12 летней иномарке.
При покупке же подержанной тюнинговой иномарки на выбор нашего автолюбителя влияет несколько факторов. Во-первых — это индивидуальность и исключительность такого автомобиля, во-вторых — богатое оснащение и в-третьих, самое главное — цена. Дело в том, что доработанные машины при перепродаже котируются ниже, чем обыкновенные автомобили такого же класса. Так как, уже было сказано выше, тюнинговые автомобили покупают настоящие ценители и, порой, “выжимают” из них на автобанах все, что можно. Это, конечно, не самым лучшим образом сказывается на ресурсах двигателя и других узлов машины. Наш человек, выбирая из двух автомобилей одинаковой стоимости, естественно выберет более “навороченную”. Зачастую, будущий хозяин не задумывается, как поведет себя высокофорсированный двигатель, “глотнув” нашего бензина, а что будет со спортивной подвеской после знакомства с нашими “направлениями”, пардон, дорогами? А где искать запчасти, если вдруг “стуканет” двигатель? Увы, все это издержки обладания, по — настоящему эксклюзивным автомобилем.
Это, как правило, установка измененных бамперов, специальных спойлеров, молдингов и антикрыла. Не правы те, кто считают, что это всего лишь бесполезное украшение. Правильно продуманный тюнинговый обвес улучшает аэродинамику автомобиля, что благоприятно отражается на его экономических и скоростных параметрах. Так, тюнинговая фирма BRABUS, в 1986 году работала комплект деталей для обвеса Мерседеса Е класса (кузов W 124), который позволил улучшить коэффициент аэродинамического сопротивления Сх до впечатляющей цифры 0,26. Благодаря этому BRABUS попал в книгу рекордов Гиннеса. Кроме внешнего оформления, большое внимание уделяется убранству салона. Дорогая кожа и дерево, шикарная аудиосистема — вот классический рецепт доработки.
ДВИГАТЕЛЬ, ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ. Здесь вариантов великое множество. Самый простой и одновременно самый дешевый, так называемый, чип-тюнинг. В современных автомобилях, оснащенных электронными системами управления двигателем, достаточно поменять одну микросхему (чип) и правильно настроить электронные мозги, чтобы повысилась мощность и крутящий момент двигателя. Более серьезный тюнинг двигателя — это расточка блока цилиндров, установка коленвала с увеличенными ходами поршней, а также облегченных поршней, нового распредвала и т.д. В Европе для этого множество фирм выпускают специальные детали, что максимально упрощает задачу тюнингеров. Им остается лишь грамотно подобрать комплектующие.
Так же вы можете заказать тюнинговой фирме комплектацию автомобиля двигателем, которую невозможно купить на заводе. Хотите МЕРСЕДЕС Е-класса с 12-ти цилиндровым двигателем от S-класса. Платите 450000 немецких марок фирме BRABUS и получите самый быстрый седан в мире — BRABUS ЕV12, занесенный в книгу рекордов Гиннеса. Максимальная скорость этого автомобиля 330 км/ч! Кстати, на универсале BRABUS EV 12Т ездит экс-чемпион мира Формулы-1 Михаэль Шумахер.
Трансмиссия и ходовая часть также не остаются без внимания тюнинг-мастеров. Вы можете заказать для своей машины 6-ти ступенчатую коробку передач или “полуавтомат” с возможностью кнопочного переключения передач на рулевом колесе. В подвеске могут заменить пружины и амортизаторы, снизив тем самым дорожный просвет. И, конечно же, предложат титановые диски чудовищного размера от R17 до R19. Возникает вопрос, какую ответственность несет фирма, производя столь серьезное “хирургическое” вмешательство, коим является тюнинг? Каждая деталь, разработанная для тюнинга, должна пройти сертификацию на соответствие определенным стандартом (в Германии ТUV, у нас ГОСТ). Также существует такая вещь, как акцептирование (признание) фирмой — изготовителем автомобилей каких-либо переделок. Такое признание приходит после нескольких лет серьезной работы тюнинговой фирмой над автомобилями одной марки. И лишь в редких случаях после такого признания автопроизводитель решает использовать свою торговую марку в названии подвергшегося тюнингу автомобиля. В иных случаях тюнинговые фирмы дают свое название доработанной машине.
ВАРИАНТЫ ИСПОЛНЕНИЯ
Вообще, каждая фирма — производитель имеет подразделения, которые готовят “заряженные” или люксовые версии собственных автомобилей. У ВМW — это Motor Sport и Sparte BMW Innodividual М. У Audi — Quattro, у Ford — Chia. А японские Toyоta, Nissan и Honda создали специальные торговые марки для продвижения люксовых версий на американский и европейский рынки — Lexus, Infiniti и Acura соответственно. Но не смотря на преимущества таких машин (фирменный сервис, заводская гарантия), у них есть один недостаток — эти автомобили выпускаются серийно. Поэтому велика вероятность встретить брата — близнеца своей машины.
Существуют, так называемые, “придворные” тюнинговые фирмы. Их деятельность, как правило, акцентирована и производится с благословения фирмы производителя. Самые известные из этих фирм BMW Alpina, Opel Irmsher, Audi SMS и, до недавнего времени, AMG. Эти фирмы, являясь самостоятельными, одновременно находятся под “крылом” своего патрона — фирмы — производителя, получают от него всестороннюю поддержку. К примеру, BMW Alpina выпускает в год не более 500 автомобилей, а продолжает существовать на протяжении 30 лет. Двигатель автомобиля собирает от начала и до конца один-единственный механик, который по окончании ставит на нем свое клеймо. Кузов, трансмиссия и ходовая часть тоже подвергаются серьезной доводке. Да что там говорить, ведь бывший глава BMW Берндт Пишетсридер ездит на “семерке”, сделанной Alpina. К несомненным преимуществам “придворного” тюнинга можно отнести индивидуальность и возможность обслуживать автомобиль в сервис-центре фирмы — родоначальника. Данные тех же BMW Alpina занесены в заводской компьютер.
И последний вариант тюнинга — в исполнении сторонних фирм. Здесь тоже есть свои нюансы. Некоторые фирмы занимаются доработкой автомобилей только одной марки, другие нескольких. Так, уже упоминавшиеся АС Schnitzer, а также Breyton, Hartge уже много лет занимаются тюнингом только автомобилей BMW. ABT, Hamann Motorsport, Oettinger — автомобилей концерна VAG (VW, Audi). Brabus, Carlsson, Lorinser — автомобилей Mercedes. А вот такие фирмы, как Lumma, Opus и Zender оттюнингуют все, что пожелаете: и Mercedes, и BMW, и Audi, и даже Porsche.
Надо отметить, что для выше названных фирм, практически не существует ограничений. Платите деньги и вам изготовят автомобиль вашей мечты, в котором не будет разве что “джакузи”.
Вот, к примеру, публикуется объявление о продаже непереходной BMW-323 Alpina. Стосемидесяти сильный двигатель в сочетании с небольшой массой превращает этот автомобиль в снаряд. За купе 1982 года просят всего 10 тысяч рублей. Или еще пример. Месяца три назад на авторынке продавался Mersedes W 126 1986 г. выпуска от фирмы Brabus. За представительский угольно-черного цвета седан просили 3500 долларов. Самое интересное, что большинство хозяев тюнинговых моделей даже не знают, чем обладают!
Что же касается отечественных автомобилей, то встретить по-настоящему оттюнгованную модель того же ВАЗа очень сложно. Под объявлением, типа: продам ВАЗ-21099 тюнинг чаще всего скрывается автомобиль с электрическими стеклоподъемниками в салоне и пластиковой обвеской снаружи (спойлер, молдинги). Причем, последняя не всегда продуманна по стилю для данной модели и зачастую — некачественная по исполнению (пластик при первом же знакомстве с ямами трескается). То же самое можно отнести к автомобилям АО ГАЗ и АО “Москвич”.
ИМЕТЬ ИЛИ НЕ ИМЕТЬ?
Тюнинговый автомобиль — это автомобиль для гурмана, для настоящего ценителя. Если вы согласны мириться с отсутствием сервиса и запчастей, с высокими тратами на хорошее масло и высокооктановый бензин — то безусловно, да — это того стоит. Если вы не готовы к таким жертвам, ограничьтесь созерцанием со стороны и тихой завистью — этот автомобиль не для вас…